Как развивается ребенок в 12 месяцев: ключевые достижения и этапы

По достижении годовалого возраста у ребёнка завершается период младенчества и начинается новая фаза жизни – детство. Теперь он уже не является грудным младенцем, но всё ещё нуждается в поддержке взрослых для охраны, дирижирования и понимания окружающего мира.

Коротко о главном
  • Физическое развитие: Ребенок начинает самостоятельно сидеть, вставать и делать первые шаги.
  • Когнитивные навыки: Улучшается восприятие окружающего мира, дети активно исследуют предметы и проявляют интерес к играм с простыми правилами.
  • Речевые достижения: Появляются первые слова, увеличивается понимание простых команд и просьб.
  • Социальные навыки: Ребенок начинает активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявляя эмоции и интерес к общению.
  • Эмоциональное развитие: Углубляется привязанность к родителям и близким, появляется способность выражать свои чувства.

Рост и развитие ребёнка происходят очень стремительно. Мы обсудим, как видоизменяются физические и психологические характеристики годовалого малыша и что родители должны знать, чтобы их ребёнок рос здоровым, в данной статье.

Креативный подход и интересные идеи по обеспечению питательными и полезными блюдами вашему малышу предоставит Лефуд: https://lefood.menu/zavtrak-dlya-rebenka/

Физиологические особенности малыша

В 12 месяцев вес малыша составляет примерно 10 килограммов, а рост – около 75 сантиметров.

Эти параметры могут варьироваться в зависимости от половой принадлежности и физиологических особенностей. Обычно мальчики бывают более крупными, чем девочки.

С момента рождения и до года ребёнок в среднем прибавляет 7 килограмм в весе и вырастает на 25 сантиметров. При этом важно учитывать индивидуальные темпы развития. Если наблюдаются какие-либо отклонения, родителям следует незамедлительно обратиться за советом к педиатру.

Физические навыки

В этом возрасте дети проявляют повышенную активность. Многие из них начинают самостоятельно ходить, держась за взрослых или мебель. На этом этапе у них формируется координация движений. Ребёнок начинает учиться сохранять равновесие и контролировать свои движения, например, пытается одновременно захватить несколько игрушек.

Появляется «щипковый захват», при котором он берёт мелкие предметы пальцами – большим и указательным. Малыш стремится к независимости – пытается держать ложку, есть сладости (печенье, сушки) и пить из кружки без помощи взрослых. Пока он осваивает свои первые шаги, одновременно выполняет и другие действия: несёт любимые игрушки, отталкивает предметы, громко выражает свои эмоции через речь или пение.

Психо – эмоциональное поведение ребенка

Младенец начинает формировать логические связи и осваивать простейшие закономерности. Если игрушка скрыта взрослым, ребёнок понимает, что она не исчезла, и начинает её искать в том месте, где её спрятали. В этом возрасте он учится основным манипуляциям с игрушками – нести медведя «спать», кормить куклу или тянуть машинку за верёвку. Дети неизменно полны любопытства.

Их способы исследования окружающих предметов остаются неизменными – ребёнок может стучать по ним, пробовать на вкус или трясти. Если предмет напоминает еду, малыш тянет его в рот. Исследуя различные объекты, малыш может показать, что ему нравятся далеко не все ощущения.

Осязание и тактильные ощущения

Наиболее выраженная тактильная чувствительность обычно наблюдается у детей именно в возрасте одного года. Ребёнок может демонстрировать, что ему неприязнен ряд тактильных ощущений. Например, ему могут не нравиться влажные предметы или ощущение босых ног на песке.

Поэтому важно обеспечить малышу возможность познавать как можно больше разнообразных текстур, чтобы он мог накапливать жизненный опыт. Не стоит форсировать события и предлагать всё сразу. Познание окружающего мира должно происходить постепенно. Задача взрослых – ежедневное общение, физический контакт и обучение новым ощущениям.

Родители могут использовать предметы с различной текстурой и аккуратно касаться ручек ребёнка. Малыши интересуются всем новым и неизведанным. Они могут часами доставать и складывать разные вещи из контейнеров. Когда ребёнок встречает знакомых людей, он охотно стремится к общению. Его основная цель – быть в центре внимания.

Познание окружающего мира через игры

Каждое действие и игра становятся более целенаправленными. Важно уделять время играм с ребёнком именно в этот период. Игра с отцом отличается от игры с матерью и должна проводиться как можно чаще. «Шумные» игры, такие как пинание мяча и прятки, положительно сказываются на настроении малыша. Листая красочные книги – одно из любимых занятий.

Всё яркое и привлекательное привлекает внимание. Первые книги не должны быть тяжелыми и громоздкими, так как ребёнок воспринимает их как игрушки, требует, чтобы их держали в руках, вертили и бросали. Когда малыш видит знакомый предмет на страницах, он внимательно его изучает. В такие моменты важно вслух называть изображённые объекты, чтобы ребёнок понимал их значение и предназначение.

Общение

Мнение эксперта
Розонова Юнна Игоревна
Врач общей практики (семейный врач) | стаж 16 лет

В возрасте 12 месяцев ребенок демонстрирует значительные достижения в физическом развитии. Многие дети начинают уверенно стоять, а некоторые могут даже делать первые шаги без посторонней помощи. Это время, когда моторные навыки становятся более утонченными, и малыши проявляют активность в исследовании окружающей среды. Они могут передвигаться, ползая, а также осуществлять переходы от одного объекта к другому, что позволяет им расширять свои горизонты и уверенно исследовать мир.

Когнитивное развитие также активно прогрессирует в этот период. Ребенок начинает осознавать причинно-следственные связи и может различать простые команды или действия. У многих детей начинают проявляться элементы игры с предметами: они умеют бросать, катать или подносить игрушки к себе. Разнообразие эмоций и предпочтений становится более заметным, и малыш начинает проявлять интерес к окружающим людям, что способствует развитию социальных навыков и взаимодействия.

В речевом плане 12-месячные дети могут произносить свои первые слова, хотя их словарный запас еще достаточно ограничен. Они активно имитируют звуки и интонации окружающих, могут показывать предметы или указывать на них, что подтверждает развитие их коммуникативных навыков. Восприятие языка также значительно улучшается, и многие дети начинают осознавать, что звуки могут передавать определенные значения. Этот период является основополагающим для создания фундамента дальнейшего речевого развития и социальных взаимодействий.

Ребёнку крайне важно внимание со стороны родителей. Он ищет разнообразные способы связи с ними: через жесты и голосовые сигналы. Любые его просьбы сопровождаются звуковыми сигналами. Таким образом малыш накапливает жизненный опыт и навыки. Интонации запрета звучат лишь при необходимости.

Речевое развитие

Малыш с восторгом осваивает новые звуки. Он рад учиться произносить новые слоги. Наиболее запоминающиеся – это повторяющиеся слоги типа «ма-ма» и «па-па», которые становятся первыми словами. Разница между словом и набором звуков заключается в присвоении слова конкретной ситуации, действию или лицу.

Произношение звуков происходит естественно и чаще всего не несет смысловой нагрузки. Дети хорошо запоминают часто произносимые взрослыми фразы и понимают их смысл. Ребёнок осознаёт, что многие фразы сопровождаются определенной жестикуляцией. Например, когда он слышит «пока-пока», он может помахать рукой вслед уходящему.

Простые просьбы, такие как «дай мне», «достань», «покажи», малыш выполняет без вопросов. Однако в возрасте одного года количество запоминаемых слов значительно превышает количество произносимых, а реакция на запреты не всегда бывает мгновенной. Заученное слово «нет» не всегда способно остановить ребёнка.

Что должен уметь малыш

В возрасте одного года малыш начинает осваивать множество ключевых навыков. Развитие речи, физическая активность и социальная адаптация – это те навыки, которые характеризуют среднестатистического годовалого ребёнка. На 12 месяце жизни большинство детей способны самостоятельно стоять, ходить, сидеть и передвигаться, опираясь на мебель.

Они могут долго играть с любимыми игрушками, находясь на полу. Путь от первых шагов до уверенной ходьбы может занять не менее полутора месяцев активной практики. Подвижные дети учатся быстрее благодаря постоянной активности. Ребёнок становится очень энергичным. Неусидчивость требует внимательного наблюдения со стороны взрослых.

Чтобы предотвратить травмоопасные ситуации, нужно убрать опасные предметы из зоны доступа ребёнка и создать безопасное пространство для игр. Подробности об этом обсуждаются в статье: “Как обезопасить дом для ребенка”. В возрасте 12 месяцев наблюдается активное развитие речи. Словарный запас может достигать 15 слов.

Ребёнок начинает проявлять эмпатию, например, может пожалеть упавшую игрушку, прижав её к себе. Прошедшие события быстро забываются. В этом возрасте у малыша появляются любимые занятия, которым он уделяет больше всего времени.

Осмотр у врачей и вакцинация малыша

Регулярный мониторинг здоровья остаётся крайне важным, особенно в возрасте одного года. Новый порядок медосмотров, вводимый в 2018 году согласно Приказу Минздрава России от 10.08.2017 N 514 н, предполагает, что годовалого ребёнка должны осмотреть следующие специалисты:

  • педиатр
  • невролог
  • детский хирург
  • оториноларинголог
  • травматолог-ортопед
  • офтальмолог.

Помимо обязательных осмотров, проводятся анализы крови, мочи и электрокардиограмма.

При отсутствии противопоказаний от врачей, по достижении детьми возраста в 12 месяцев, проводится комплексная вакцинация. Она включает прививки против кори, краснухи, эпидемического паротита и четвёртую прививку против вирусного гепатита B (для детей в группе риска).

 Уход за малышом

Для правильного роста и развития малыша крайне важен адекватный уход.

Гигиена

Основным компонентом повседневной рутины годовалого ребёнка являются гигиенические процедуры. Утренние ванные процедуры должны быть неотъемлемой частью дня. Обязательно следите за гигиеной полости рта, уделяйте внимание уходу за зубами и обязательно мойте руки перед едой. За несколько часов до сна также рекомендуется принять ванну. Чтобы сделать купание более приятным, можно брать с собой в воду игрушки.

Режим дня

Режим дня к году начинает стабилизироваться. Важно поддерживать установленный распорядок, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно. Основными компонентами режима остаются полноценный сон и сбалансированное питание.

Прогулки

В солнечную погоду старайтесь проводить больше времени на свежем воздухе. В холодное время года ребёнок большую часть прогулки проводит во сне. В условиях сильного ветра и мокрого снега прогуляться будет не совсем комфортабельно, в таких случаях лучше отложить прогулку.

Ночной сон ребенка

Для полноценного и здорового сна ребенка требуется, чтобы он спал около десяти часов. Важно помнить, что продолжительность сна как днем, так и ночью может варьироваться у разных детей. Оптимальным считается, если малыш спит в течение полутора-двух часов в течение дня.

Частота мочеиспускания у детей может составлять от 10 до 12 раз в сутки, что зависит от объема выпиваемой жидкости и температуры окружающей среды. Обычно здоровье ребенка подразумевает, что он ходит в туалет от двух до трех раз в день, но возможно и однократная дефекация, что также связано с тем, какую пищу он употребляет.

Питание малыша в 12 месяцев

Когда ребенку исполняется один год, он начинает принимать пищу до пяти раз в сутки. Питание становится более разнообразным, в меню по-прежнему должны входить привычные ребенку продукты, которые он ел ранее. В этот период рацион стоит обогащать кашами, фруктами, овощами, рыбой, мясом, кефиром и творогом. Однако после достижения годовалого возраста стоит комбинировать эти продукты, создавая разнообразные сочетания блюд. Режим питания в этом возрасте должен быть организован так, чтобы ежедневно общее количество калорий составляло не менее 1300 калорий.

Следует помнить, что, хотя ребенок становится старше, не стоит спешить с добавлением определенных продуктов в его рацион. Есть и такие, которые абсолютно не подходят даже взрослым. Ниже приведен список продуктов, которые рекомендуется исключить из питания годовалого малыша:

  • грибы;
  • орехи;
  • полуфабрикаты;
  • газированные напитки;
  • фастфуд;
  • соленые и маринованные продукты;
  • консервы;
  • копчености и жареные блюда;
  • магазинные сладости;
  • приправы;
  • кофе и какао.

Наилучшим источником питания для малыша остается грудное молоко. Если грудное вскармливание по каким-либо причинам невозможно, его можно заменить молочными смесями, кефиром или творогом. Введение коровьего молока в рацион допускается только после достижения ребенком 12 месяцев и должно быть предварительно обсуждено с педиатром.

Тем не менее, молоко можно использовать для приготовления каш или овощного пюре. Ребенку необходимы мясо и рыба, как и взрослым. Обычно малыши любят фруктовые пюре и соки. В качестве первого блюда рекомендуется готовить овощные супы, избегая острых специй и приправ.

Игры и упражнения для развития

С ростом социальной активности, развитие малыша во многом зависит от поведения родителей. Он с удовольствием будет играть с взрослым в тактильные игры, такие как «пальчики» и «сорока-белобока». Ребенок внимательно наблюдает за родителями и старается повторять их жесты. Занятия для тренировки мелкой моторики рук можно сочетать с разучиванием стихотворений и сказок.

Малыш охотно участвует в подвижных играх, таких как мяч, прятки или салки. В то же время он может долго слушать чтение интересных сказок. Полезные игрушки для годовалого ребенка включают: матрешки, пирамиды, заводные игрушки, наборы посуды, музыкальные и мягкие игрушки, куклы и кубики. Процесс воспитания требует огромного терпения и любви.

Чтобы ребенок мог осваивать и понимать простые вещи, необходимо объяснять значение новых слов и понятий через примеры, театрализованные сценки и сказки. Сказки помогают прояснять многие непонятные аспекты путём наглядных примеров. Их можно читать вслух или использовать аудиосказки.

Когда ребенок понимает, что в общественных местах нельзя шуметь и кидать в других детей, а также, что убегать от взрослых — это неправильно, это является важным шагом в его развитии. В этом возрасте ребенок еще не способен к восприятию абстрактных понятий. Эффективность воспитания достигается, когда все неясное объясняется с помощью примеров или сказок.

Опыт других людей

Яна, 32 года, мама: «На двенадцатом месяце жизни моего сына заметила, как он стал более самостоятельным. Он начал активно ползать, а порой и вставать на ножки, держась за мебель. Мы много играли с кубиками и мягкими игрушками. Мне кажется, что его способность к восприятию новой информации заметно улучшилась. Он начал понимать простые команды и даже повторять некоторые слова, например, ‘мама’ и ‘дай’. Мы также начали показывать ему книги с яркими иллюстрациями, и он был в восторге от того, что мог самостоятельно перелистывать страницы».

Антон, 28 лет, папа: «Мой сын на одиннадцатом месяце научился вставать и делать несколько шагов, а к двенадцатому месяцу он уже уверенно передвигался по комнате. Я заметил, что ему нравится исследовать окружение – он тянется к всему, что может взять в руки. Мы начали играть в прятки: я прятался, а он, смеясь, искал меня. Развивающие игрушки стали настоящим хитом – особенно конструкторы. Мне кажется, что через такие простые действия он учится не только двигательным навыкам, но и развивает логику».

Ольга, 30 лет, мама: «В возрасте 12 месяцев я заметила, как моя дочь начала проявлять интерес к социальным взаимодействиям. Она с удовольствием играла с другими детьми на площадке, строила песочницы и пыталась поделиться игрушками. Мы старались вводить в её жизнь разнообразные звуки и музыку, и она, казалось, действительно начинала их различать. Очень рада, что она стала воспринимать окружающий мир более активно. Каждый день для нас – это новое открытие, и я стараюсь поддерживать её интерес к образованию, читаю ей сказки и пою колыбельные».

Вопрос-ответ

Какое значение имеют физические игры для развития малыша в 12 месяцев?

Физические игры играют критическую роль в развитии малыша в этом возрасте. В 12 месяцев дети активно исследуют окружающий мир, учатся ползать, вставать и делать первые шаги. Игры, включающие движение и взаимодействие с предметами, способствуют развитию моторики, координации и силы. Более того, такие занятия развивают социальные навыки, позволяя ребенку взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, что важно для формирования эмоционального интеллекта и доверительных отношений.

Как можно поддержать речевое развитие малыша в 12 месяцев?

Поддержка речевого развития в этом возрасте включает активное общение и взаимодействие с ребенком. Чтение книг с яркими иллюстрациями, пение простых песен и воспроизведение рифмованных игр помогают расширить словарный запас. Также важно давать возможность малышу экспериментировать с звуками и словами, поощряя его к попыткам говорить. Использование простых вопросов и фраз, интонация и жесты помогут ребенку лучше воспринимать речь и заниматься активным слушанием.

Каковы психологические изменения, которые могут происходить у малыша в 12 месяцев?

В 12 месяцев малыши начинают проявлять активные эмоции и становятся более восприимчивыми к окружающим. Психологически они начинают осознавать привязанность к родителям и другим близким людям, что может выражаться в стремлении находиться рядом и страха разлуки. Это время также сопутствует возникновению первичных социальных взаимодействий, когда дети могут проявлять интерес к другим детям, но при этом могут испытывать и тревогу в новых ситуациях. Важно поддерживать малыша, создавая атмосферу безопасности и доверия.

Марина Александровна Дерманская

Специализируется на: эстетическом восстановлении зуба, лечении корневых каналов, съемном и не съемном протезировании.

Оцените автора
Первый Демократ
Добавить комментарий