Советы по коррекции губно-зубного сигматизма у свистящих звуков

Статья носит информационный характер, не является индивидуальной медицинской рекомендацией. Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Чтобы исправить губно-зубной сигматизм свистящих звуков, необходимо обратиться к логопеду на индивидуальные занятия. Часто этот дефект возникает из-за неправильного положения языка при произношении звуков, и специалист поможет вам скорректировать это.

В следующих разделах статьи мы рассмотрим основные причины развития губно-зубного сигматизма, методики и упражнения, которые помогут улучшить артикуляцию звуков, а также практические советы по преодолению этого дефекта. Узнайте, какие упражнения помогут усилить мышцы языка и правильно настроить артикуляционный аппарат для чистой и четкой речи. Эта информация будет полезна как детям, так и взрослым, желающим исправить свой дефект речи.

Коротко о главном
  • Понимание причин сигматизма. Глубокое понимание причин появления сигматизма поможет выявить возможные способы его исправления.
  • Консультация логопеда. Обращение к специалисту поможет определить индивидуальный подход к исправлению сигматизма и разработать персональную программу коррекции.
  • Проведение специальных занятий. Регулярные занятия с логопедом помогут развить правильное произношение звуков и улучшить артикуляцию.
  • Упражнения на развитие артикуляционной мускулатуры. Специальные упражнения помогут укрепить мышцы рта и языка, что сделает процесс исправления сигматизма более эффективным.
  • Использование специальных методик. Для исправления губно-зубного сигматизма существует множество специальных методик и игр, которые помогут развить правильное произношение звуков.

Как победить межзубный сигматизм свистящих звуков

Межзубный сигматизм свистящих звуков — это когда язык проходит между зубами при произнесении звуков С, Сь, З, Зь, Ц. Иногда язык также прокладывается между зубами при произнесении звуков Ть, Дь, Нь. Чтобы победить этот дефект речи, нужно выполнить следующие рекомендации:

1. Для звуков Т, Д, Н, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Ль, Р, Рь нужно поместить язык за верхними зубами. Это поможет укрепить кончик языка и убрать ненужный тонус корня языка, который часто приводит к межзубному сигматизму.

2. Для корректного произношения свистящих звуков нужно держать зубы «забором» с маленьким промежутком между ними, а кончик языка должен касаться нижних зубов. Также немного улыбаться и держать кончик языка в середине рта.

3. Для укрепления кончика языка можно использовать упражнения, связанные с произнесением звуков Л, Ль и Р, Рь.

— Для выполнения упражнения «Барабанщик» нужно широко открыть рот и поднять язык за верхние зубы и произнести последовательность звуков Д-Д-Д, Т-Т-Т, ДТ-ДТ-ДТ, ТД-ТД-ТД, ДЖ-ДЖ-ДЖ, ТШ-ТШ-ТШ, ДЫН-ДЫН-ДЫН;

— Для упражнения «Киска» необходимо упереть язык в нижние зубы и исчислять до 10; Для упражнения «Киска сердится» нужно упереть язык в нижние зубы и качать спинку языка вперед-назад;

— Упражнение «Чистим зубки» включает чистку всех зубов, верхних и нижних, языком с внутренней стороны зубов, а также между зубами и губами. Упражнение «Посчитай зубки» предполагает подсчет всех зубов, как в верхней, так и в нижней челюсти, а в упражнении «Орешки» язык упирается по очереди в правую и левую щеку, захватывая его пальцем.

— Для упражнения «Мартышка» нужно расположить язык между верхней губой и верхними зубами, а затем переместить язык между нижней губой и нижними зубами. В упражнении «Лестница» язык ставится на верхнюю губу, на верхние зубы и за верхние зубы, соблюдая последовательность этапов.

-упражнения с использованием палочек (коктейльных, карандашей или палочек для суши):

приложите палочку к языку так, чтобы язык упирался в нижние зубы, и удерживайте эту позицию в течение десяти счетов;

приложите палочку к языку так, чтобы язык упирался в верхние зубы, и удерживайте эту позицию в течение десяти счетов;

поместите шарик палочки за нижние зубы и вытолкните его языком, затем поместите шарик палочки за верхние зубы и снова вытолкните его языком;

-упражнения с маленькой пуговицей на нитке – держите пуговицу языком за нижними и верхними зубами (подсчитывая до десяти).

4. Корректирование позиции языка в покое. В норме язык при покое находится за верхними зубами. У детей, страдающих межзубным сигматизмом, рот может быть открыт и язык лежит между зубами. Необходимо постоянно контролировать закрытый рот у ребенка и просить его удерживать язык за верхними зубами.

5. Для завтрака можно выбрать кукурузные колечки или звездочки, и чтобы предотвратить межзубный сигматизм у ребенка, нужно удерживать одно колечко или звездочку вверху рта кончиком языка в течение десяти секунд. Также необходимо контролировать правильное дыхание ребенка, зажимая нос и держа рот закрытым.

Если вы заметили межзубный сигматизм, необходимо обратиться к ЛОР-врачу для консультации. Возможно, причиной этого явления может быть хронический аденоидит, который требует медикаментозного лечения.

6. Для коррекции межзубного сигматизма можно использовать вестибулярную пластину с бусиной. Зубы ребенка заключаются в эту пластину, и закрытым ртом ребенок крутит бусину языком. Чтобы формировать правильное положение языка в покое, проволоку с бусиной следует приподнять вверх – это заставит язык ребенка располагаться за верхними зубами. Обычно такую пластину носят 2 часа в день, а срок коррекции составляет от 6 месяцев до года (для детей старше 3-х лет).

7. Исправление неправильного прикуса необходимо, так как он может привести к межзубному сигматизму, который выражается в неправильном расположении зубов (открытый прикус, дистальный прикус и медиальный прикус). Для коррекции прикуса ортодонты рекомендуют использовать трейнеры уже с 3-х лет. Ношение трейнеров рекомендуется на протяжении 2-х часов в день и всю ночь. Срок коррекции прикуса может варьироваться от 6 месяцев до 2-х лет.

8. Чтобы избавиться от межзубного сигматизма, необходимо научиться правильно произносить свистящие звуки в слогах, словах и предложениях. Этот процесс может быть долгим — до 3-х месяцев, и требует не только самоконтроля, но и контроля со стороны родителей.

К сожалению, некоторые невропатологи забывают, что речь является проявлением высшей нервной деятельности, которая характерна только для человека. В обязанности врача-невропатолога обязательно должно входить обследование состояния моторики мышц лица, языка, рук и координации движений ребёнка. Это закономерно ставит перед ним задачу корректно диагностировать нарушения и принимать соответствующие меры.

Дизартрия – это нарушение произношения, вызванное недостаточным функционированием мышц, которые отвечают за речь. Причиной дизартрии является органическое поражение центральной нервной системы, которое приводит к нарушению механизмов движения речевых мышц.

Межзубный и губно-зубной сигматизм чаще всего связаны с гипотонией мышц. При гипотонии язык становится тонким и распластанным в полости рта, а губы неспособны плотно смыкаться. Это приводит к полуоткрытому положению рта и возможной гиперсаливации.

Логопеды, работающие на практике, прикладывают максимум усилий, чтобы помочь детям, страдающим дизартрией. Для достижения успешных результатов используются традиционные и нетрадиционные методы, включающие элементы нейрореабилитации. Родители играют важную роль в коррекционном процессе, который направлен на преодоление стертой формы дизартрии. Поскольку дефект межзубного и губно-зубного сигматизма носит стойкий характер и может возвращаться в виде рецидивов, сотрудничество родителей и учителей-логопедов является крайне необходимым.

  1. Для эффективного преодоления межзубного и губно-зубного сигматизма у детей необходимо сформировать положительную мотивацию.
  2. Если у девочек достаточно просто – они хотят быть принцессами и красавицами, замуж выйти и говорить как дикторы ЦТ, то с мальчиками может потребоваться прибегнуть к приёму игры. Например, «язычок должен сидеть дома, не выглядывать во двор, язычок прилёг на диванчик в квартире и его не видно». Также можно попробовать привлечь внимание ребёнка, карикатурно изображая речь шепелявую или с высунутым языком. Хоть это и некрасиво, но такой театральный приём эффективно влияет на критическое мышление ребёнка и подталкивает его к самоконтролю.
  3. Следующим этапом является выполнение упражнений активной артикуляционной гимнастики, направленных на повышение тонуса губ и языка. Предпочтительны статические, силовые упражнения.
  4. Натянуть губы вперед и сомкнуть их, задерживая в таком положении от 1 до 10 секунд.
  5. Выполнить упражнение «Обезьянка», поместив язык между нижней губой и нижними зубами на 5-10 секунд.
  6. Выполнить упражнение «Бульдог» путем помещения языка между верхней губой и верхними зубами на 5-10 секунд.
  7. Выполнить упражнение «Хомяк», закрыв рот и поочередно управляя языком в правой и левой щеках на 5 секунд в каждом положении.
  8. Выполнить упражнение «Кружок», проводя кончиком языка медленные круговые движения внутри рта, сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  9. «Укрощаем язык»: начинать покусывание с кончика, затем перемещаться к середине языка и продвигать его вперед и назад.
  10. «Горка». Улыбнитесь и приоткройте рот, поместите кончик языка за нижние зубы и сделайте широкую форму его «горкой». Удерживайте эту позу счетом от 1 до 5-10.
  11. «Очистка нижних зубов» (с внутренней стороны).
  12. «Очистка верхних зубов» (с внутренней стороны).
  13. «Катушка». Улыбнитесь с широко открытым ртом, затем поместите кончик языка за нижние зубы с внутренней стороны. Передвигайте широкую часть языка вперед и назад, медленно, повторяя 8-10 раз.
  14. «Жуём блинчик». Улыбнитесь и немного приоткройте рот, разместите кончик языка в форме «горки», затем вытяните его вперед и начинайте покусывать скрученный язык 10-15 раз.
  15. Упражнение «Чашечка». Необходимо улыбнуться, открыть рот и сформировать язык в форме чашечки вверху. При этом язык должен находиться внутри рта. Удерживайте его в таком положении в течение 5-10 секунд. Затем усложните упражнение, сдвинув язык вперед, но при этом не «разбив» «чашечку» и немного задержав его в таком положении.
  16. Упражнение «Маляр». Необходимо улыбнуться и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо (то есть «потолок»).
  17. Упражнение «Барабанщик». Улыбнитесь, откройте рот и нажмите кончик языка на верхние зубы. Необходимо повторить звуки «Д-д-д», «Т-т-т», «Дын-дын-дын» («звоночек») или «Т-д, т-д» («скачет лошадка») многократно.
  18. Упражнение «Лошадка». Цокаем и щёлкаем кончиком языка вверху рта.
  19. Упражнение «Грибок». Улыбнитесь, широко откройте рот и присосите язык к нёбу. Удерживайте язык в таком положении в течение 5-10 секунд.
  20. Усложним упражнение «Грибок»: зажмем язык между зубами и, медленно раскрывая рот, будем отпускать его (как закрывается и открывается гармошка).
  21. Упражнение «Иголочка»: надо вытянуть язык наружу и напряженно сжать его, удерживая так 1-10 секунд.
  22. Упражнение «Качели»: улыбнемся и покажем зубы, затем опустим язык за нижние зубы (внутрь) и удерживаем так 3-5 секунд. Затем поднимем язык за верхние зубы (внутрь) и также удерживаем его 3-5 секунды. Повторяем 5-6 раз.
  23. Упражнения пассивной артикуляционной гимнастики — вид гимнастики, при котором ребенок использует только механическую поддержку для перемещения своих органов речи. Логопед или специальный инструмент производят движения пальцами или шпателем по языку ребенка, чтобы вызвать его реакцию на стимулы. Если у ребенка есть зубно-губной или межзубной сигматизм, мы можем заметить пассивность продольных мышц языка.
  24. Язык человека способен выполнять только простые движения вперед за пределы передних и нижних зубов. Однако движения органов артикуляции при поддержке механических средств активизируют артикуляционные мышцы, которые раньше оставались неиспользуемыми. Таким образом, улучшается моторика языка, а также корректируются звуки речи благодаря активации различных групп мышц (продольных, поперечных, и косых).
  25. Логопед захватывает язык ребенка тремя пальцами, подобно монете, в передней и средней части, и поочередно поворачивает его на 90-100 градусов вправо и влево, подобно ключику.
  26. Большим пальцем снизу логопед прижимает кончик и передне-среднюю часть языка к небу на 1-2 минуты.
  27. Логопед захватывает большим пальцем сверху кончик и передне-среднюю часть языка в точке, находящейся внутри нижней челюсти, и удерживает язык статически на протяжении 1-2 минут.

Изотонические упражнения с использованием сопротивления являются очень эффективным методом для борьбы с зубной и губно-зубной сигматизмом, так как они заставляют мышцы языка работать и напрягаться.

  1. Логопед пытается удержать язык ребёнка в исходном положении, используя стерильный бинт и разжимая пальцы в корне языка в момент наивысшего напряжения, так как ребёнок всегда высунут язык.
  2. Для фиксации кончика языка в полости рта логопед надавливает на него пальцем и затем просит ребёнка с силой вытолкнуть язык, выталкивая палец, и при наиболее сильном напряжении спинки языка следует поднимать палец.
  3. Игра «Прогоним Карлсона» заключается в том, что большой палец логопеда, выглядящий как Карлсон, залетает в рот ребёнка. Задача ребёнка — вытолкнуть этот палец с силой, как можно быстрее, чтобы Карлсон не успел съесть все конфеты и варенье. Рекомендую прижимать палец как к средней точке, так и к боковым точкам языка, чтобы язык активно отвечал не только прямо, но и в стороны.

Путем выполнения описанных упражнений ребенок приобретает управление своим телом, улучшает ощущения выполняемых движений (особенно языком), что позволяет преодолевать проблемы с звуковым произношением, связанными с ошибками в зоне межзубного, призубного и губно-зубного сигматизма.

Время на коррекцию зависит от тяжести речевой проблемы, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Существенно важным влиянием обладают такие факторы, как регулярность занятий и вовлечение родителей в процесс коррекции.

Мнение стоматолога
Игорь Часовских
Главный врач, стоматолог, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург

Губно-зубной сигматизм у детей, проявляющийся в исправлении звука «с» на свистящий звук или звук «ш», является довольно распространенной проблемой. Чтобы успешно корректировать данное нарушение, необходимо провести комплексное лечение, который включает в себя работу логопеда, ортодонта и фониатра.

В первую очередь, необходимо выявить причину возникновения сигматизма и определить уровень его выраженности. Логопед проведет специальные занятия по коррекции звука «с» и развитию правильного артикуляционного аппарата.

Ортодонт также играет важную роль в лечении губно-зубного сигматизма, так как аномальные прикусы и неправильное расположение зубов могут быть одной из причин данного нарушения. Назначение брекетов или других ортодонтических аппаратов может помочь исправить данную проблему.

Важную роль играет также фониатр, который оценивает работу голосовых связок и помогает развить правильное дыхание и голосовое дыхание.

Для эффективного исправления губно-зубного сигматизма свистящих необходимо тесное взаимодействие всех специалистов и систематическое проведение рекомендуемых процедур и упражнений. Своевременное обращение к специалистам и правильное выполнение рекомендаций помогут ребенку преодолеть данное нарушение и развить правильную артикуляцию.

Изучение характеристик свистящих и шипящих звуков в контексте фонетики

Свистящие и шипящие согласные — это ротовые, переднеязычные и щелевые звуки, которые можно разделить на звонкие [З] и [Ж], и глухие [С], [Ш], [Ц] и [Щ]. Звонкие [З] и [Ж] производятся при вибрации голосовых складок, а остальные звуки — глухие. Свистящий [Ц] и шипящий [Ч] отличаются только тем, что первый производится смычно-щелевым способом, а второй — только щелевым. [Ч] и [Щ] всегда мягкие, а [Ц], [Ш], [Ж] — всегда твердые. [С] и [З] имеют мягкие пары [С′] и [З′]. В группе свистящих и шипящих звуков важно отличие базового артикуляционного уклада, который включает:

  • положение губ: при произношении свистящих губы растянуты в улыбке, а при произношении шипящих они округлены и слегка вытянуты вперед;
  • положение и форму языка: при артикуляции свистящих язык располагается «горкой» за нижними резцами, а при артикуляции шипящих — у альвеол в форме «чашечки».
  • Воздушная струя у свистящих звуков характеризуется узким и холодным потоком, а у шипящих – широким и теплым.
Интересный факт
Малоизвестный факт: исправление губно-зубного сигматизма у лиц, свистящих звуки, может потребовать специальных упражнений работы с артикуляционными мышцами и коррекции положения языка во рту.

Типы сигматизма

Все формы сигматизма делятся на две основные группы: сигматизм шипящих и сигматизм свистящих. Способы иборьбы дефектов звукопроизношения зависят от характера искажений звуков. Основные виды сигматизма у обеих групп звуков описываются следующим образом:

  • Межзубный. При этом способе кончик языка занимает позицию между верхними и нижними резцами, в результате чего фонемы звучат шипяще.
  • Призубный. Язык упирается в края резцов, перекрывая проход воздуха сквозь межзубную щель. Такой произнесенный звук акустически очень похож на [Т].
  • Губно-зубной. Нижняя губа приближается к верхним зубам, в результате воздух из них выходит с толчком. Вместо правильного звука обычно слышится искаженный [Ф] или [В].
  • Боковой вариант свистящих звуков производится, когда воздушная струя выходит через одностороннюю щель или обоими боковыми краями языка, что придает звуку шумный и хлюпающий характер.
  • Носовой вариант свистящих звуков возникает при выдыхании воздуха через носовую полость, а не через рот, что придает звуку призвучие, присущее назальному оттенку.

Кроме того, свистящие звуки [Ш] и [Ж] могут искажаться и принимать особые оттенки, присущие исключительно им:

  • Нижнее искажение свистящих звуков происходит, когда язык опущен за нижние резцы, в результате чего звук приобретает смягченный характер.
  • Щечное искажение свистящих звуков вызывает раздувание щек вместо издания звука, что придает ему шумный оттенок.
  • Заднеязычное искажение свистящих звуков связано с прохождением воздуха между твердым небом и задней частью спинки языка, что напоминает южно-русский говор со звуками «хыканья» или «гыканья».

Ошибки в произношении свистящих и шипящих звуков

Неправильное произношение звуков возникает при нарушении одного из артикуляционных укладов, о которых упоминалось ранее. Существует 6 видов сигматизма: губно-зубной, межзубный, боковой, носовой, призубный и шипяще-свистящий.

Губно-зубной сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуков фонемой, напоминающей звук Ф. Это объясняется тем, что при произнесении звука образуется зажим между нижней губой и верхними резцами.

Призубный сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуками Т и Д. Это происходит из-за того, что кончик языка соприкасается с краями верхних и нижних резцов, препятствуя проходу воздушной струи через зубную щель.

Шипящий сигматизм проявляется в замене свистящих звуков Ш и Ж. В данном случае кончик языка несколько оттянут внутрь рта и поднят, а спина языка резко выгнута, что приводит к образованию несколько более мягких Ш или Ж вместо свистящих звуков.

Когда происходит свистящий сигматизм, заместо шипящих звуков появляются свистящие.

Речь об обмене свистящих и шипящих звуков на более легкие в артикуляции, называется парасигматизм.

Межзубный сигматизм возникает, когда кончик языка находится между зубами и вызывает шепелявый окрас голоса.

Боковой сигматизм характеризуется ударением кончика языка в верхние передние зубы, что приводит к образованию щели, в которую попадает воздушная струя, производится боковой сигматизм (справа, слева, двусторонний).

Возникновение носового (назального) оттенка при произнесении свистящих и шипящих звуков, вызываемое поднятием корня языка и прижиманием его к мягкому нёбу, приводит к опусканию мягкого нёба и пропуску выдыхаемого воздуха через образовавшийся проход в носовую полость. Это явление известно как носовой сигматизм.

Распространенные заблуждения

Существует заблуждение, что исправить губно-зубной сигматизм у свистящих звуков можно самостоятельно, без помощи специалиста. Однако, такие проблемы с произношением требуют индивидуального подхода и профессиональной коррекции со стороны логопеда.

Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что исправление губно-зубного сигматизма свистящих звуков требует только упражнений на коррекцию произношения. Важно понимать, что восстановление правильного звука может потребовать комплексного подхода, включающего не только упражнения, но и работу над мышечным аппаратом и дыханием.

Также некоторые люди считают, что губно-зубной сигматизм у свистящих звуков не имеет серьезных последствий и может быть проигнорирован. Однако неправильное произношение звуков может создавать трудности в общении, влиять на самооценку и социальную адаптацию. Поэтому важно обратиться к специалисту для коррекции данной проблемы.

Пути иборьбы сигматизма разных видов

Чтобы устранить сигматизм, применяются различные методы, которые выбираются в зависимости от характера дефекта.

  1. При межзубном сигматизме логопед предлагает пациенту сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звук с. Если звук с все ещё произносится нечетко, логопед может использовать механический способ, например, нажимать на кончик языка пациента специальным зондом или концом шпателя, опуская его за нижние резцы. Удерживая язык в таком положении, логопед предлагает пациенту произносить звук с сначала отдельно, а затем в сочетании с гласными а, о, у, ы в прямых и обратных слогах. Если пациент правильно произносит звук с, ему уже будет легко овладеть и правильным произношением звуков з и ц. Для произнесения звука з логопед предлагает пациенту включить голос во время произнесения звука с. Для произнесения звука ц предлагается произносить последовательно звуки г и с сначала медленно, а затем постепенно увеличивать темп, чтобы достичь плавного перехода от звука т к с (тс). При произнесении обратных слогов ац, оц, уц становится ясно, что звуку с предшествует взрыв (т), что помогает понять, что звук ц состоит из звуков с и т. Более четкое представление об этом может быть получено сравнением слогов ац и ас, что позволяет отличить простой с от составного ц.
  2. Для коррекции губно-зубного сигматизма логопед может предложить логопату произносить звук с разведенными губами и открытыми краями резцов, используя зеркало для контроля движений. Если логопат не может выполнить это движение, логопед может помочь, удерживая нижнюю губу и обнажая резцы, чтобы произнести звук в этом положении. Затем логопед научит логопата произносить звук в сочетании с гласными, сначала помогая ему механически (удерживая губу пальцами), а затем без помощи.
  3. Еще один метод, используемый при призубном сигматизме — это легким нажимом шпателя или зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы позволить воздуху проходить через зубную щель.
  4. Предложить специалисту по логопедии поместить кончик языка между верхними и нижними резцами и широко раскрыть рот. В этой позиции, выдыхая воздух и чувствуя его поток на языке, можно воспроизвести звук, напоминающий звук шепелявой речи (межзубная с). Затем, слегка надавливая шпатель на передний край языка, логопед постепенно отодвигает его за нижние резцы. Как только правильное произношение звука с установится, логопат может удерживать язык в правильном положении без помощи (без зонда или шпателя) и начать использовать звук с в слогах, словах и отличать его от звуков з и ц.
  5. Коррекция недостатков звукопроизношения сигмы возможно с помощью рекомендаций, которые даны в разделе «б» при описании иборьбы проблем с произношением зубных звуков. В этом случае логопеду необходимо помочь избавиться от привычки напрягать мышцы языка и оттягивать его в глубину рта. Для этого рекомендуется уделить больше внимания речи с звуком «в» в интонации, словах и предложениях. Как только положение языка станет устойчивым, можно постепенно начать переносить кончик языка за нижние резцы, что произойдет натуральным образом.
  6. Для лечения бокового сигматизма рекомендуется начать с обучения логопеда правильному дыханию с широко разведенным передним краем языка, который должен находиться между губами. После этого упражнение заменяется дыханием с передним краем языка между зубами, и только потом можно приступать к упражнениям на слоги, слова и даже фразы, включающие звук. По мере улучшения проговаривания, передний край языка по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя смещается за нижние резцы, что закрепляет правильное произношение звука в кинестетическом и слуховом восприятии логопеда и становится привычным.
  7. Для коррекции носового сигматизма важно сначала работать над правильным выдохом воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью, проводятся упражнения, такие как задувание свечи, спичек, дутье на бумажку и поддувание ватки (п.5). Упражнения должны проводиться при межгубном положении переднего края языка. Когда шепелявое произношение звука «с» достигнуто, логопед дает упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, закрепляется навык правильного произношения звука «с» с правильным выдохом (воздушную струю можно ощутить на кончике языка, между зубами).

Когда язык укрепится в этом положении, можно постепенно перевести его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение звука «с» заменится на правильно артикулируемый «с».

Большинство логопедов не рекомендуют применять прием зажимания крыльев носа для иборьбы носового сигматизма, так как он не всегда дает желаемый результат. Исправление звуков з и ц необходимо начинать только после правильной постановки звука с, так как эти звуки часто связаны с недостатками произношения, описанными выше.

Если логопат не удастся произнести звук з правильно, логопед может использовать прием осязания вибрации гортани. Когда правильное произношение звука з будет установлено, больше внимания следует уделять устной и письменной дифференциации звонкого з и глухого с.

Постановка и автоматизация звука

Одним из шагов иборьбы произношения является установка правильных звуков. Это может быть сделано различными методами, такими как имитация, работа с зеркалом, а также с использованием инструментов (зондов или их заменителей). Для всех свистящих звуков базовым является С, а для всех шипящих — Ш.

Когда мы справляемся с правильным произношением звуков в отдельном положении, мы переходим к укреплению и автоматизации. Это достигается путем автоматизации звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в стихах и в связной речи.

Если сигматизм – это часто еще один сложный дефект речи, то нужно работать над несколькими аспектами: лексикой, структурой слов, интонацией и другими. Стоит отметить, что иногда помимо уроков у логопеда может потребоваться помощь врача. Например, если причиной проблем с речью является не правильный прикус, ребенку показано ношение брекетов или капп. Если дыхание нарушено, то могут удалить аденоиды и т.д.

Правку ошибок проводит логопед-дефектолог. Для лучшего результата необходимо повторять упражнения дома. Здесь большую роль играют родители, которые должны следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил все звуки. Точные сроки коррекции зависят от типа сигматизма и других факторов, поэтому назвать единый срок затруднительно

Лечение

Настоятельно не рекомендуется родителям заниматься логопедическими упражнениями с ребенком без предписания врача. Это может только усугубить характер нарушения и привести к необратимым патологическим процессам.

Врач может порекомендовать следующее:

  • Межзубной сигматизм корректируется с помощью упражнений на укрепление языковых мышц. Врач также назначает дополнительные упражнения для правильного произношения звуков.
  • Боковой сигматизм исправляется путем расширения языка и укрепления его боковых краев. Ребенок должен научиться правильно направлять воздушную струю во время произношения звуков.
  • При губно-зубной форме нарушения необходимо сделать упор на правильное формирование речевого вдоха во время произношения звуков.

Для того, чтобы избежать осложнений, связанных с нарушением речи у ребенка, необходимо регулярно проводить упражнения не только с логопедом, но и дома с помощью родителей, следуя рекомендациям врача. Однако важно понимать, что правильное произношение звука — это только первый шаг на пути к излечению. Чтобы результаты упражнений закрепились, необходимо следовать всем предписаниям и уверенно продолжать работу над речью ребенка.

Опасности патологии

Хотя это расстройство невредно для здоровья ребенка, но если его не лечить в раннем возрасте, то это может привести к проблемам с произношением не только отдельных звуков, но и целых слов в будущем. Взрослым очень трудно лечить эту патологию, а в некоторых случаях это практически невозможно.

Для предотвращения такой патологии важно тщательное отношение родителей к развитию своего ребенка:

  • Необходимо заниматься с младенцем, начиная с момента, когда он начинает говорить;
  • Если вы обнаружили неправильное положение языка при произношении звуков, следует немедленно это исправлять.

При выявлении симптомов нарушения речи необходимо обращаться к логопеду и не игнорировать проблему. Чем раньше начнется лечение, тем больше шансов на выздоровление.

Гимнастика для улучшения речи

Упражнения для развития речевого аппарата помогают тренировать челюсти, губы и язык. Примером артикуляционной гимнастики для иборьбы звукового дефекта при межзубном сигматизме может служить следующий набор упражнений.

  1. «Улыбка-слоник»: необходимо улыбаться, не открывая рта, и, при этом, максимально оттягивать уголки губ в стороны. Затем нужно сформировать рот в форме трубочки, как если бы слоник пил воду хоботом. Это упражнение необходимо повторять 10 раз в одном и том же темпе. На занятиях можно использовать метроном.
  2. «Месим тесто»: необходимо массировать губами широкий расслабленный язык и произносить звук «пя» в течение 10 раз. Затем можно повторить это упражнение, используя зубы и произнося звук «та».
  3. «Блинчик»: необходимо улыбаться, при этом широкий язык должен лежать на нижней губе и «остывать на окошке». Важно сохранять статическое положение и не позволять губам и языку делать ненужные движения.
  4. Упражнение «Заборчик» требует растянуть губы в улыбке, зубы должны быть ровно выстроены, создавая «заборчик». Важно сохранять это положение челюсти в течение не менее 10 секунд.
  5. «Котик сердится» предполагает улыбочку, кончик языка касается нижних зубов и выполняет движения, поднимая и опуская его, создавая впечатление, что «котик выгнул спину дугой», а затем успокоился. Важно соблюдать метроном и ритмичность в движениях языка.
  6. Упражнение «Качели» Выполняется с улыбкой, «язычок катается на качелях» под метроном, закрывая сначала нижнюю, а затем верхнюю губу. Сначала выполняется в медленном темпе до десяти раз.
  7. Для очистки нижних зубов, можно провести кончик языка по зубам с внешней стороны. Язык помещается в «кармашек» между щекой и зубами, и должен очистить все зубы нижней челюсти. Чтобы укрепить боковые мышцы языка, можно провести упражнение «чистим верхние зубы» (движениями аналогичными движениям для нижних зубов).
  8. Для выполнения упражнение «трубочка», необходимо поднять боковые части языка вверх, а спинку опустить вниз. Таким образом образуется желобок, через который можно длительно выдыхать воздух.

Можно изменять упражнения и добавлять другие, в зависимости от особенностей речевого аппарата ребенка. Однако, необходимо помнить, что начальным этапом при устранении межзубного сигматизма является логопедическая гимнастика – это неоспоримый факт.

Перед переходом к следующему этапу, необходимо полностью подготовить речевой аппарат, контролировать движения языка, губ и челюстей, а Выдерживать язык в той же самой позе на не менее, чем пять секунд. Этот этап продолжительный, однако он является важным и необходимым для достижения дальнейших результатов.

Правильная артикуляция звуков

Существует несколько способов научить ребенка правильной артикуляции звуков. Например, можно использовать три следующих метода:

  • подражание — логопед демонстрирует правильную произношение;
  • механический способ — формирование укладки при помощи специальных предметов или зондов (обычно используют ватные палочки);
  • сочетание первых двух методов.

В случае, когда ребенок произносит звук [с] с межзубной сигматизмом, можно попросить его спрятать кончик языка за нижние зубы, поместив на середину языка шпатель или ватную палочку (образуя «желобок»). Далее следует заставить ребенка сомкнуть зубы так, чтобы они образовали «заборчик». В таком положении ребенок должен попытаться произнести звук и контролировать его качество по звуку и ощущению. Этот метод поможет ребенку запомнить правильную укладку и произношение звука.

Если более простые методы не сработали, можно использовать следующую технику. Рекомендуется повторять выдох 5-6 раз, чтобы избежать переутомления ребенка. После короткого перерыва или смены активности можно вернуться к упражнению и закрепить успех. Прием можно выполнять как со шпателем, так и без него, при условии неотрывного контроля слуха.

Если у ребенка проблемы с произношением всех свистящих и шипящих звуков, начать коррекцию следует с постановки звука [с] в случае межзубного зубного терминга. На занятиях важно использовать наглядные материалы и игры, чтобы заполнить процесс постановки образами. Чем больше наглядных примеров предоставит ребенку педагог, тем быстрее будет пройти коррекция.

Для увеличения эффективности занятий можно записывать их в формате MP3, а если есть возможность, то сделать видеозапись и обсудить ее с ребенком.

Постановка закончится лишь тогда, когда ребенок сможет корректно произносить звук в любом положении языка и сколько угодно раз. Следующим этапом после этого станет автоматизация, когда коррекция межзубного сигматизма свистящих уже не будет необходима.

Сигматизмы — виды и особенности

Классификация сигматизмов основана на методе артикуляции звуков и нарушениях в работе артикуляционных органов. Существует несколько видов дисфункций, включая:

  • Межзубный сигматизм

Основными характеристиками этого сигматизма являются нечеткость произношения звука «С», который похож на английский звук «t». Во время фонации не образуется желобок посередине языка, который необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе, закрывая проход между зубами.

  • Проблемы с произношением звука «с»

Шипящие и свистящие звуки могут быть произнесены со звуком «ф». Причиной такого «сигматизма» может стать чрезмерное развитие нижней челюсти со смещением её вперед.

При произнесении звука «с», нижняя губа поднимается к верхним зубам, образуя небольшое сужение, а язык готовится к звуку «с». Это комбинированная артикуляционная позиция, которая может привести к замене «с» на «з» и «ф» на «в». Это производит смешанный и неприятный звук при произношении слов. Например, «сирень» может звучать как «фирень», «зайка» — как «вфайка».

  • Искривление звуков

Смещение языка при произнесении шипящих искажает артикуляцию звуков. Кончик языка прижимается к резцам, создавая препятствие для прохода воздушной струи. Это вызывает свистящее звучание. Буквы С и З произносятся как Т, с добавлением звука С. Например, слово «самолет» звучит как «тамолет», а «зонтик» — как «донтик».

  • Шипящие звуки в речи

Шум, свист, шипение — так характеризуются звуки С и З, когда произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим звуки Ж и Ш. Например, сумка становится щумкой, сад — щадом, соль — жолью, зима — жямой.

Неправильное произношение звуков С и З связано с неправильным положением кончика языка. Он должен находиться рядом с твердым небом, однако при смягчении он выгнут и оттянут внутрь ротовой полости, что препятствует правильной артикуляции.

  • Сигматизм боковой

Этот тип сигматизма разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону или не касается коренных зубов, образуя щели. Через эти щели проходит воздушная струя, образуя хлюпающий призвук. Маленький ребенок может произносить звук С, но слышится он как хьль или льхь. Например, слово «суп» звучит как «хлюп», а слово «собака» звучит как «хьлябака».

Боковой сигматизм является самым сложным видом речевого нарушения.

  • Сигматизм носовой

Для этого вида сигматизма воздушная струя выходит через нос. В результате такого произношения могут возникать не только свистящие и шипящие звуки, но и многие другие. Корень языка мешает прохождению воздуха, так как он примыкает к заднему небу. Из-за этого воздушной струе возникает препятствие на пути в ротовую полость. Свистящие звуки при таком произношении получают дополнительный звук «х» и звучат гнусаво.

Существует множество разновидностей нарушений артикуляции, которые могут оказывать влияние друг на друга, образуя комплексный дефект речи. Однако возможно коррекция данных нарушений при помощи комплексного подхода к их устранению, который включает в себя обследование у логопеда, дефектолога, а в сложных случаях — аппаратное исследование.

Коррекция нарушений артикуляции

Устранение дефектов артикуляции может включать в себя использование специальных гимнастик, дыхательных упражнений, логоритмики. Важно учитывать конкретный вид нарушения при определении методов его иборьбы. Обычно на лечение призубного или бокового сигматизма требуется больше времени, чем на исправление фонации при межзубном и носовом.

Упражнения для улучшения артикуляции

Мы можем порекомендовать следующие упражнения для укрепления артикуляции:

Попросите ребенка улыбнуться широко, показывая зубы. Удерживайте это положение губ несколько секунд, а затем повторите упражнение 2-3 раза.

Дайте ребенку попрактиковаться удерживать плоские и легкие предметы, такие как полоски бумаги, трубочки и ручки, между губами.

Стимулируйте работу и укрепление щек, попросив ребенка надувать и сдувать щеки попеременно.

  • Игра с карандашом

Учите ребенка дуть на карандаш,удерживая его на столе.

  • Жевательные движения и имитация произношения
  • Тренируйте произношение слогов, звуков и слова, которые вызывают затруднения.

Терапевтический массаж

  • Активное воздействие на конкретные точки

Во время массажа активно вибрируют пальцами область под подбородком и за ушами. При выполнении массажа следует попеременно открывать и закрывать рот, чтобы улучшить эффект.

  • Техника мягкого неба

Для достижения глоточного эффекта необходимо массировать мягкое небо своими пальцами.

Специальные упражнения

Приводим язык в форму:

Делаем круговые движения языком, облизывая зубы и губы.

Проводим ритмичные движения языком по губам, чтобы укрепить языковую мышцу.

  • Укрепляем язык
  • Кусаем кончик, бок и спинку языка для укрепления языковой мышцы.

Приложите механическую помощь для распластывания языка. Берите язык за торец и складывайте его в пирожок.

  • Веселые упражнения
  • Играем в «саночки» и «железную дорогу» для тренировки языковой гигиены.

Подача звуков

На логопедических занятиях озвучивается звук [С] путем использования методов имитации, тренировки перед зеркалом и механической техники.

Автоматизация произношения звуков

  • В простых открытых слогах

Для правильного произношения ша, са, шу, су…

  • В сложных закрытых слогах
  • С сочетанием согласных
  • В составных словах, фразах и предложениях

Для упражнений можно использовать подсказки:

Са, са — вот летит оса. Су-су — книгу принесу. Сы, сы — у меня усы.

Сто-сто — сту. Сна — сну -сны.

Самокат принесу, сани вынесу.

Десять дней Айболит не ест, не пьет, не спит.

Синие шары, синее небо, синие сосны — это весна!

  • Краткое изложение текста
  • Составление текстов на основе изображений
Марина Александровна Дерманская

Специализируется на: эстетическом восстановлении зуба, лечении корневых каналов, съемном и не съемном протезировании.

Оцените автора
Первый Демократ
Добавить комментарий